Когда следует обращаться к логопеду?
Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
Необходимо обратиться к логопеду в случаях, если:
- до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»);
- 1-2 года – если ребенок совсем не говорит;
- ребенок к 2 годам не говорит;
- к 3 годам ребенок не владеет фразовой речью (ребенок все понимает, но отказывается говорить, почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке);
- 4,5-летний ребенок искаженно произносит звуки «С», «Сь», «З», «Зь», «Ш», «Ж» или вовсе их не произносит, если в речи имеются аграмматизмы;
- ребенок в 5,5 лет не выговаривает звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь», не может составить рассказ по картинке или пересказать короткий текст.
- 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
- старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
- в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.