Мастер-класс для родителей 

Сценарий мастер – класса для родителей «Играем вместе»

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется, а в последнее десятилетие изменения всё больше ускоряются. Вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), при напряженном ритме жизни, высокой занятости родителей: бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос - ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Работы,       проводимой          в          образовательном учреждении          для полноценного развития связной повествовательной речи недостаточно, особенно если это ребенок с общим недоразвитием речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться в семье.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, предлагаем мастер-класс по теме: «Играем вместе».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросе развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

• раскрыть значимость развивающих игр для старших дошкольников;

• ознакомить родителей с некоторыми речевыми играми, привлечь родителей к совместному участию в играх.

I.Организационный этап.

На доске девиз мастер класса «Играя с детьми -обучаемся сами», философ Л.А. Сенека.

Вступительное слово логопеда: Здравствуйте, уважаемые родители! Как прекрасно, что у нас в группе так много родителей, которые интересуются своими детьми, и хотят как можно больше узнать об их развитии.

II.Основная часть

Логопед: Уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В нашем современном мире, при катастрофической нехватке времени для живого общения с детьми, многие дети вечерами и в том числе в выходные дни проводят время за монитором компьютера или заняты просмотром телепередач. Ни для кого не секрет, что развитие речи является важнейшим условием успешности в обучении в школе ребенка. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда является одним из самых актуальных. Как показывает практика овладеть свободным высказыванием очень сложно. Особенно трудно сделать это нашим детям, имеющим речевые нарушения, вот почему крайне важно Ваше активное участие в коррекционно-развивающем процессе.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию связной речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие связной речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений

Дети с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.

Сегодня, я вам предлагаю поиграть в игры способствующие развитию связной речи, которые вы сможете легко и доступно использовать в домашних условиях.

1.Словесная игра «Волшебная цепочка ». Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов-существительных и прилагательных - объединённых каким- либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Логопед: Кошка, бывает какая?

Родители (предполагаемый ответ): Пушистая, ласковая, разноцветная...

Логопед: Что еще бывает разноцветным?

Родители (предполагаемый ответ):Радуга, платье, телевизор...

Логопед: Каким еще может быть платье?

Родители (предполагаемый ответ): Шелковым, новым, прямым...

Логопед: Что еще может быть прямым?

Родители (предполагаемый ответ): Линия, дорога, взгляд... и т.д.

2.Словесная игра «Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Это игра заключается в том, что детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, начинает предложение так:

Логопед: «Дети идут ... (Куда?Зачем?)»

Родители (предполагаемый ответ): Дети идут в школу.

Логопед: Или более усложненный вариант, например: «Дети идут в школу, чтобы ...»

Родители (предполагаемый ответ):Дети идут в школу, чтобы учиться.

3.Словесная игра «Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Суть этой игры по развитию речи дошкольников предлагается составить рассказ, опираясь на серию картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, а затем вместе он соединяются в связный рассказ. Логопед предлагает родителям серии картинок для составления рассказа.

4.Словесная игра «Скажи точнее».

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Игра заключается в том, что детям нужно подбирать нужные слова и составлять предложения, а затем составить сказку.

Например, послушай, что я расскажу.

Логопед: Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер?

Родители (предполагаемый ответ): Сильный, резкий, порывистый, холодный...

Логопед: Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище?

Родители (предполагаемый ответ): Могучий, злой, суровый, ледяной.

Логопед: Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» Ответ родителей. (Легкий, нежный, приятный, ласковый...)

Логопед: Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили.

Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло?

Родители (предполагаемый ответ):Деревья закачались, травка пригнулась к земле.

Логопед: Что делал ветер?

Родители (предполагаемый ответ): Дул, мчался, гудел, ворчал.)

Логопед: Подул ветер-ветрище. Что он делал?

Родители (предполагаемый ответ): Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.

Логопед: Что после этого случилось?

Родители (предполагаемый ответ): Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.

Логопед: И вот подул ветерок. Что он делал?

Родители (предполагаемый ответ):Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки.

Логопед: Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.) Придумайте сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.) Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз вам напомнить, что необходимо делать с детьми дома по развитию связной повествовательной речи: В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится  говорить  у  Вас,  поэтому  следите  за  своей  речью,  за  её правильностью. Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. В-третьих, постарайтесь найти время, чтобы поиграйте с ребенком в словесные игры. В - четвертых, если во время занятий с детьми у Вас возникнут какие-либо вопросы, обращайтесь, мы будем рады Вам помочь. Старайтесь всегда заинтересовать ребёнка, учитывая его интересы, возрастные особенности.