Особенности современных логопедических технологий
Логопедическая технология – это проектирование с научной точки зрения и реализация педагогических действий, которые помогают достичь поставленных целей в коррекционной-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед в своей профессиональной деятельности использует многообразие технологий.
К традиционным логопедическим технологиям относятся:
✓ технология логопедического обследования;
✓ технологии коррекции звукопроизношения;
✓ технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
✓ технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
✓ технологии развития интонационной стороны речи;
✓ технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
✓ технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию;
✓ технологии развития лексико-грамматической стороны речи;
✓ технологии развития связной речи.
К инновационным логопедическим технологиям относятся:
✓ информационно-коммуникативные технологии;
✓ дистанционно образовательные технологии;
✓ психо-коррекционные технологии (арттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, сенсорно-интегративная терапия, музыкотерапия, куклотерапия, песочная терапия и другие);
✓ технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия, Су-Джок-терапия, фитотерапия, литотерапия, и т. д.);
✓ здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиотерапия и т.д.).
Современная логопедия предлагает целый ряд технологий коррекции звукопроизношения, среди которых наиболее популярны:
▪ Артикуляционная гимнастика – упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, вырабатывают определенный артикуляционный уклад для вызывания звуков, обучают быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Методические приемы гимнастики выбирают индивидуально с учетом речевого нарушения. Например, при дислалии, когда грубых моторных нарушений нет, состояние мышечного тонуса органов артикуляции нормальное, но у ребенка не сформированы некоторые артикуляционные движения, работа ведется произвольно и осознанно, она направлена на формирование новых речевых укладов. При дизартрии артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки, шпателя, зонда), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную.
При ринолалии работа строится с учетом индивидуальной реакции клиента, а также особенностей строения артикуляционного аппарата до и после уранопластики, в зависимости от влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование.
Артикуляционная гимнастика менее эффективна при афазии и алалии.
▪ Дыхательная гимнастика – упражнение на формирование правильного речевого дыхания. Популярностью у логопедов пользуются методика Стрельниковой, дыхательный тренажер Фролова.
▪ Логомассаж – механическое воздействие на артикуляционные органы для улучшения мышечного тонуса, создания положительных кинестезий, необходимых для нормализации произносительной стороны речи. При использовании логопедического массажа нормативное произношение звуков в ряде случаев формируется спонтанно. Если пациент имеет выраженную неврологическую симптоматику, массаж нередко позволяет добиться положительного эффекта даже без использования других методов логокоррекции. Существуют различные схемы проведения логомассажа. Наиболее популярными считаются массаж Дьяковой Е. А. и зондовый массаж Новиковой Е. В.
Современная логопедия предлагает целый ряд технологий по формированию речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи:
1. Технология формирования речевого дыхания при заикании Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой. Работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.
2. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного – ключичного на глубокое – диафрагмальное.
3. Технология коррекции дыхания при дизартрии Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой. Работа по формированию речевого дыхания при дизартрии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого аппарата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.
4. Технология коррекции дыхания при ринолалии А.Г. Ипполитовой. логопедическая работа по формированию речевого дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеоперационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса.
Использование информационно-компьютерных технологий – один из приоритетов современной логопедии. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования, внедрение ИКТ должно улучшить качество и ускорить процесс обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.
Использование ИКТ на занятиях помогает логопеду добиться нескольких целей:
• включение в работу всех анализаторных систем;
• развитие элементов наглядно-образного и теоретического мышления;
• активное пополнение словарного запаса;
• повышение интереса детей к занятию за счет доступной подачи материала, использования движений, звука, мультипликации;
• повышение эффективности усвоения материала, развитие памяти, воображения;
• побуждение к поисковой исследовательской деятельности. ИКТ повышают динамику занятия, обеспечивают наглядность подачи материала. Например, дети гораздо быстрее поймут, как выполнять упражнение артикуляционной гимнастики или логоритмики, если будут повторять его за любимыми мультипликационными героями. Таким образом, рассмотрев некоторые современные логопедические технологии, мы видим, что традиционные и современные логопедические технологии тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга. Связано это с тем, чтобы удержать познавательную активность современного ребенка, учитель-логопед должен гибко реагировать на возникающие и постоянно меняющиеся познавательные интересы детей с нарушениями речи.